Консультация психолога /

Умерла мама. Виню себя в том, что она была одинока внутри. — вопрос №1810448

287 просмотров

Не давно умерла мама, всего 73 года. Болела долго, поставили онкологию. Она была очень сильной и боролась до конца, хотя ей было очень страшно и это было видно. Попутно она собирала много вещей дома, складировала их как могла в мешках и т.д. Она была портнихой и очень любила шить и до последней возможности, что то мастерила хотя далеко не всегда доводила до конца и это зависало в процессе и откладывалось. Мы много ругались по этому поводу и я очень часто говорил грубые слова, как даже сделал очень больно физически, не специально. А потом я начал пытаться приводить в порядок квартиру и выбрасывать вещи по тихоньку, но она видела все и очень остро реагировала. Как то я стал выносить и она побежала за мной, я то быстрее хожу, то отнес туда где она не могла найти их. Но она продолжала искать и я начал её звонить. Я ОЧЕНЬ ТОГДА ЕЁ НАПУГАЛ. Когда я мы встретились уже было поздно, то она была просто как маленькая напуганная девочка, тогда я стал выбрасывать ненужные вещи ооочень острожно, хотя до этого думал, что она привыкнет к этому и смириться с неизбежным. Я ей наговорил, очень много плохих слов, не прям со зла, а просто из-за того, что не могли сблизиться. Я её постоянно отталкивал или предоставлял самой себе. Я думал, что пока она что то делает, она будет жить, т.к. она не работала, а решение проблем будет ей как будто целью. И когда она просила помочь, я ей говорил делей как хочешь и она делала. А потом я говорил, зачем так, можно было проще. Я не замечал, что она была одинока, не в смысле одна, а одинока внутри себя. Она даже сочинила стихотворение которое я нашел когда ей стало очень больно от болезни. Стих этот прямо кричал о том, что ей одиноко было, но я этого не заметил, не прочитал такой очевидный посыл, хотя он и не был адресован мне. Ей была нужна помощь, а её оставлял одну на едине с проблемами.
Я до последнего дня пытался с ней общаться как обычно. Когда ей стало тяжело ходить, то я строгим тоном говорил, чтобы она передвигала ножками и не боялась упасть, я её держал, не отпускал. Она плохо очень плохо ела и постоянно ей говорил, можно сказать на повышенных тонах, что бы она хорошо ела, что ей надо набрать сил для химиотерапии. А в конце я вообще не обратил внимание, когда она меня звала на помощь, я спал, но я слышал, что она звала и ей было больно. Обогреватель стал слишком близко к ноге и было очень горячо, а не пришел к ней сразу.
Я постоянно себя виню в том, что я не уделял ей внимания. Я бросил её один на один с проблемам. Часто ругался на неё особенно когда она не слушалась и делала так, что доставляла хлопоты, как поход в магазин через весь город, хотя ей нельзя носить тяжелого и постоянно говорил, что бы она просто гуляла, а не ходила по магазинам, меня это сильно бесило и на неё ругался за это. Когда она последний раз в жизни выходила из дома за стиральным порошком я очень сильно на неё за это ругался, хотя ей и помогли его принести, но я считал, что она должна была больше уделять внимания здоровью и следить за питанием, есть постоянно часто часто, но не много. Я не замечал её потребности. Она часто не отвечала на телефон, бывало, что не слышала, а бывало, что специально не брала трубку, хотя на мои звонки когда слышала всегда отвечала и я ей не купил смарт-часы, чтобы "телефон" у неё всегда был под рукой. Я не заметил когда ей стало плохо полтора года назад и не заставлял её ездить в Курск наблюдаться у онколога и проходить КТ и МРТ. Я не заметил, что она получился инсульт, в конце самом, мне кажется она умерла от инсульта, я это понял уже постом. Просто я её поднял покушать, она выбрал манную кашу и не смогла проглотить две ложечки чайные каши. Я её спросил, что она хочет лечь и я её положил, хотя она перестала реагировать на внешние раздражители или реагировала очень слабо. Я не предал значения этому и подумал, что она просто устала или слабость.

Возраст: 42

Хронические болезни: нет
Вопрос закрыт

На сервисе СпросиВрача доступна консультация психолога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Психолог
Александр, примите мои искреннее сопереживания вашему горю и поддержку- насколько это возможно.
вы недавно потеряли родного близкого человека- свою маму. И это больно- несмотря на то сколько нам или родителям лет и в каких отношениях мы с ними были- так устроено, что это самые родные нам люди и терять их очень больно.
Сейчас вы проживаете эту потерю, учитесь быть без мамы(да вы давно самостоятельный человек и не нуждались в ее помощи, но само понимание, что мама жива довало опору- что есть тот человек, который тебя любит. которому ты нужен. важен и всегда будешь самым главным в жизни). И сейчас будет время проходить эти новые дни вашей жизни без мамы- и грустить, и вспоминать хорошие моменты и с грустью и болью те, где были не так мягки и чутки к ней...Но это жизнь и в то время вы делали так как подсказывало сердце- конечно вы не хотели быть грубым или отстраниться от нее- но вы как ребенок - переживали за нее, и смотреть как уходит жизнь из самого родного человека - очень тяжело и это вызывает внутри протест. агрессию. страх- и мы не всегда справляемся с этим и переносим это на своего родного(так и вы срывались иногда на маму).а многие вещи делали из желания наоборот вернуть ее к активной жизни. да не хотели просто принимать. что она уже не справляется, что ей действительно тяжело. И Ваша вина лишь в том, что вы не хотели принимать тот факт, что мама слабеет и теряет силы, что мама постепенно уходит из этой жизни. Но вы были с ней рядом, вы все равно поддерживали ее, заботились и она это видела. Поверьте, несмотря на то, что она чувствовала иногда свое одиночество и ей хотелось больше внимания- она точно знала, что Вы ее любите и что делаете все на что действительно способны. И сейчас она больше всего на свете хотела бы, чтобы вы не грустили так и продолжали жить! Не с тоской по ней, а со светлой памятью о ее любви и заботе к вам- ведь она точно очень многое в своей жизни делала ради того, чтобы вы стали счастливым! Вам предстоит прожить много разных эмоций и чувств- и тоску, и грусть. и агрессию, и вину и разочарование и нежелание принимать то что есть и...все это постепенно пройдет и вы научитесь жить со светлой грустью о маме, с теплыми воспоминаниями о тех днях. когда вам было хорошо вместе- пройдут периоды, когда вы впервые встретите праздники без нее, дни рождения ...но ее любовь и забота навсегда останутся в вашем сердце. Чаще сейчас вспоминайте хорошие и светлые моменты- это именно то, что заслужила ваша мамочка- светлую и добрую память и то, чего бы она очень хотела- чтобы вы меньше грустили и тосковали, а вспоминали о ней только самое хорошее))
Клиент
Ольга Анатольевна, самое главное, что я не могу избавиться от мысли о том, что мы не были близки и она не обращалась ко мне за помощью, а часто искала её на стороне. Хотя она безумно меня любила и посвятила мне несколько стихов, правда я не могу заставить себя их прочесть, а она мне сама никогда не читала их. Хотя я знал, что она пишет стихи, да она вообще творческий человек был.

А так из-за того, что мы не были достаточно близки нет особых воспоминаний. Я вот только последнее время начал искать возможности с ней сблизиться, хотя надо было делать намного раньше. Сделай первый шаг. Ну просто получалась такой негласный договор. Я всегда был рядом и не бросал её, со стороны может даже показаться болезненной привязанностью, но просто не было повода переехать, например, хотя возможность конечно была.
У меня есть еще такой бзик из профдеформации(работа в ИТ сфере и часто консультации даю людям не на своих местах), что мне тяжело что то объяснять или же напоминать, учить, хотя учить умею, мне надо где то внутри себя переключить тумблер чтобы нормально объяснять, что то близким как близким, а не посторонним людям задающих один и тот же вопрос по 100 раз. И вот по этому бывало не мог переключиться на неё адекватно, а вот последнее время мне прям было приятно за ней ухаживать. И мне кажется, что если бы она не умерла, а как то выкарабкалась, то я бы кардинально изменил отношение с ней. Пусть даже она бы меня отталкивала из-за проблем с собиранием вещей, потому по сути на этой почве и были все негативные эмоции и на той, что она постоянно носила тяжелые вещи из магазинов и не планировала свой поход в них.
Клиент
Ольга Анатольевна, извините за поток сознания.
Психолог
Александр, да, мы всегда сожалеем потом . что не смогли или не успели...так уж устроена жизнь. что мы стремимся вперед и не учитываем, что каждый момент может быть последним...таковы мы, люди...Но это наши слабости и страхи, которые гонят сам момент понимания тог кто мы и зачем в этом мире...И вы делали тогда то на что точно имели силы и возможности!!! теперь можно что угодно говорить, но тогда если бы вы имели силу "притормозить" эмоции, быть мягче- Вы бы точно это сделали. Грустно. согласна. что сожалеете. что хотелось бы так. Но- поверьте, что на тот момент вы и делали все самое лучшее на что хватало и физических и моральных сил. А стремится к лучшему - это нормально, всегда хотелось бы большего... Поверьте, что мама то же это все понимала и чувствовала. Вот вы пишите, что она была творческой личностью- а значит тем более понимала вас и знала как вы ее любите и цените и то, что пока внутри нет той готовности на многое закрыть глаза и быть помягче. да и вообще.ю мамы это такие прекрасные люди. которые несмотря на все наши странные и обидные действия точно знают. что мы это делаем не со зла. Поэтому то она и продолжала и писать. и творить и заниматься чем то- так как знала, что есть рядом ее любимый сын. которому она точно дорога!)
Может вы и не дали всего того, что сейчас глядя назад хотелось бы...Но ведь и дали многое)) Ведь это правда! Вы же сами пишите. что были рядом, и помогали. и поддерживали и эта негласная связь- вашей к ней привязанности- все это и создавало этот свет между вами)) А сожалеть о прошлом- это нормально. Это наоборот говорит про то, что вы чуткий ранимый человек- что мама и вы действительно были крепко связаны)) а значит мама получала от /вас и тепло и поддержку!!! И сейчас помните о том чего бы ей хотелось больше всего- это точно видеть вас жизнерадостным и счастливым и чтобы воспоминания о ней были теплми и светлыми) да, понимаю как сейчас грустно и больно! А как иначе- это единственная любимая и незаменимая мама! Но мама и в этом поможет- поможет прожить эту потерю и боль и вернуть силы к активной и прекрасной жизни. Вспомните как она хотела жить. как умела жить! И сколько всего дарила вам и этой жизни! Уверена, что она и вам передала это чувство любви к жизни- и теперь это ваш подарок маме- продолжать нести это тепло и свет дальше! теперь вы это продолжение- ведь через вас - она теперь радуется этому миру. она чувствует все что происходит вокруг- ведь она вложила всю свою любовь в вас- а теперь будет помогать и дальше и будет рядом, пусть не так как раньше(физически)- но в ваших мыслях и вашем сердце!!! берегите эти воспоминания и пусть они наполнят вас теплом и помогут легче пройти этот непростой этап в вашей жизни)
Клиент
Ольга Анатольевна, Да жить она очень хотела. Мы в этом с ней похожи. Я не боюсь смерти как и она, но я хочу жить как и она. От чего мне еще больнее.

Но как бы я не пытался, я не смогу себя никогда простить за то, как сделал ей больно. По настоящему больно. Два раза физически, я ударил её не специально, но очень сильно по ноге. И моральную огромную боль причинил она меня тогда даже напугал. Хотя я не сделал бы по мнению многих ничего плохо, просто вынес вещи которые она не использовала годы.
Но от этого не легче.

недавно для себя нашел какой то якорь. Я атеист и за все, что я делаю отвечаю я и точка. Но я считаю что мысли человека это и есть тот самый человек, точнее отражение его сознания, его толика. Как хэш сумма у файла. И вот подумал, что могу сохранить её мысли тем самым подарить людям толику её света, который был у неё внутри. Это её стих. Мне очень жаль, что мы были не достаточно близки эмоционально и не слышал её творений раньше. Так бы я заставил её писать, реально я бы её посадил в золотую клетку с пером и пусть пишет.

Мы кстати всегда были как то не очень дружны, но мама всегда была добра к окружающим и думала, что ей многие помогают. Наивная была, но что в этом было. Почитайте, вдруг вам понравится.

Наш удел.

Оставь свой добрый след,
В жестоком этом мире.
Ведь трудности не зря
С рождения нам даны
Он закаляет сердце, волю
Дает надежду, уверенность в себе
Чтоб опыт знаний, успех в делах, удача
Улыбка согревали нас!
И хватит раскисать, лениться
Все думая как мне тяжело
Отнюдь - преодолевать все трудности легко!
Когда мы включим
Все резервы серых клеток
Заставим их творить, дерзать
Не ставить крест в достигнутых делах!
Идти вперед и жить с надеждой
Где море счастья ожидает нас!

Романова Тамара Ульяновна
Психолог
🙏Светлая память Вашей мамочке и тронут возможностью прикаснуться к таким сокровенные строкам❤️Благодарю Вас. Вы абсолютно правы, Ваша мама - её знания, мысли, её творчество, та любовь, те действия, которые она делала навсегда остались на Земле и вложили свою искру в других и через них будут продолжаться. И Вы именно тот человек, который может это приумножить - неся в себе память о маме) По этому стихотворение очень многое можно понять про ту внутреннюю силу, которой обладал Ваша мама и понимание и любовь к жизни. И то, что Вы пишите - только мы отвечаем за наши действия - так и есть. В этом и сила-то чувство вины и боль, которые сейчас в Вас могут разрушить, а могут - зависит от Вашего выбора - придать сил и осознать сколько всего хорошего и светлого можно ещё сделать. Рядом с нами по жизни всегда идут не только горести, но и то, что мы с этим делаем. Так Ваша мама была тому ярким примером - несмотря на трудности и боль, она находила море энергии и любви, которые дарила жизни. И это может продолжится через Вашу жизнь и те действия, поступки, которые Вы будете совершать.
Ещё раз благодарю Вас за возможность прикаснуться к той невероятной энергии жизни, которая жила в маме, а теперь продолжается в её стихах и Вашей памяти. Спасибо Вам🙏
Принятый ответ
Клиент
Ольга Анатольевна, Спасибо за общение. Помогло, но не прям сильно, думаю тут только я сам смогу справиться. Но вы заставили задуматься и искать положительные моменты. Получилось, что пол жизни был ***удак, а половину с мамой в карты играли, научила играть в упрощенный преферанс, с тех пор люблю игры подобного жанра, не азартные, а интеллектуальные, очень любил эту игру с ней и уголки, такая игра из шашек)

А такая реакция у меня наверное из-за того, что я не смог ей помочь при жизни и когда то давно я ей сказал, что больше помогать не буду из-за того, что пришлось переделывать мебель раза 4 из-за того что она была упрямая, а потом еще и дверь сказала повесить по её проекту, а он был неверный и переделывали. С тех пор сказал, что больше помогать ей не буду, ибо ругались очень сильно тогда. Она после закрылась в ракушке от всех близких и было очень сложно пробиться моими топорными методами. Надо было с ней сходить к психологу давно, но для неё это было просто нереальный позор, она домой даже скорую боялась вызывать, а я врачей сразу ставил, типа что так надо, что столько вещей вокруг, стиль такой, есть лофт, а есть вот такой. Сейчас мне очень жаль, что она не выдержала, очень.

Кстати помогло то, что я заметил, что мама как то странно подписала некоторые свои стихи и они были не её авторства(потом нашел чьего), она не специально конечно, просто так получилось. А я был уверен, что это все писала она сама, это видимо от мамы мне достался такой бзик, что если кто то обманывает, то сразу в черный список и это помогло, конечно не ЧС она, но прям так сразу бац и холодной водой окатили. И такой, блин да как то. Ты же никогда никого не обманывала воооообще ни разу, из крупного обмана ), а тут вот тебе, чужое себе приписала. Но это так мысль на пол секунды, но её хватило, что прям что то поменялось.

То что я вам отправил, это авторское, это прям её стиль и слова.
Психолог
Здравствуйте Александр!
Примите мои сопереживания по поводу утраты вашей мамы… Смерть человека — это всегда трагедия, всегда боль, и смириться с этой потерей невозможно. Организм человека так устроен, что сама мысль о смерти уже травмирующее событие. Иногда эти чувства выплескиваются и наружу, у кого-то сильным плачем, а у кого-то эта боль внешне и не очень заметна и уходит вовнутрь. Возможно у вас эта боль отозвалась чувством вины, за некоторые перечисленные вами поступки. Но жизнь продолжается и нам нужно как-то приспосабливаться. Вокруг нас всегда есть достаточно много людей, которым мы нужны, которые нуждаются в нашей заботе и внимании. Время лечит, боль со временем утихает, и нам надо вновь возвращаться к своей обычной жизни, полной забот и внимания к другим близким нам людям. Ещё раз выражаю вам своё сочувствие.

Принятый ответ
Психолог
Здравствуйте, Александр. Прочитала ваше сообщение со слезами на глазах... Позвольте вас поддержать... Это, действительно тяжело терять близкого человека. И потеряв, каждый из нас проходит несколько стадий: отрицание, агрессия/аутоагрессия, депрессия, исцеление. Вы сейчас на второй стадии - аутоагрессия. Другими словами, злость на себя, что я виноват, я поступил не так, если бы не я... И много других самообвинений.
А теперь ответьте на вопрос, вы хотели, чтобы она умерла??? Я уверена что нет!!!
Все, что вы делали, вы делали из лучших побуждений, вам казалось, что так было лучше. Если вы думаете, что вернув время назад, вы поступили иначе, нет, вы старались придать ей силы, я поняла ваш посыл. Мама, решай проблемы сама, ты справишься, у тебя есть силы, ты сможешь...
Конечно, Где-то борщили, Где-то срывались, но вы тоже живой человек, у которого, были свои эмоции, чувства, усталость. И это нормально! Александр, Вы сделали все, что в ваших силах!
Клиент
Элина Арменовна,

Я хотел, что бы она просто сидела и смотрела телевизор или же просто гуляла. Даже хотел ей купить собачку для этого, шелти, когда убрались бы в квартире, чтобы заставить её таким образом просто так выходить на улицу, а не бегать по всему городу за продуктами или какими то другими не важными делами.

В том, то и дело, что не все, была возможно зайти через министерство здравоохранения, но я побоялся, что там нужна будет операция, а она её не перенесет, была ослабленная недавней которая её, возможно и убила, а кататься в Курск и обратно ей тяжело.

И самое главное, что я не могу избавиться от мысли о том, что мы не были близки и она не обращалась ко мне за помощью, а часто искала её на стороне. Хотя она безумно меня любила и посвятила мне несколько стихов, правда я не могу заставить себя их прочесть, а она мне сама никогда не читала их. Хотя я знал, что она пишет стихи, да она вообще творческий человек был.
Психолог
Это мама - у неё большое сердце. Она вас любит, чтобы вы не делали.И все,что вы делали для неё было из лучших побуждений. Из страха за её жизнь... Из любви... Той любви, которую вы могли показать и дать... Все люди разные и это не плохо... Вы любили так, как могли...
Принятый ответ
Психолог
Здравствуйте! Примите мои искренние соболезнования
При утрате близкого человека каждый человек проходит стадии горевания: вы сейчас на стадии вины. Вам хочется найти виновных в смерти мамы и в первую очередь Вы вините себя.
На самом деле Вашей вины здесь нет. Вы не могли предугадать того, что случится. У Вас не всегда была возможность быть рядом, это нормально. Специально ведь Вы не причиняли ей вреда, а значит не виноваты. Уверена, Вы были заботливым сыном, насколько это возможно
При работе с виной есть хорошая техника, называется пирог ответственности:
1. Возьмите лист бумаги и распишите все факторы, которые могли привести к смерти: это могут быть возраст, болезнь, условия жизни, стрессовые ситуации, климат, несвоевременная помощь врачей...здесь нужно написать ещё множество факторов и последним напишите "моя ответственность".
2. Проставьте проценты всем факторам, в какой мере гипотетически они повлияли на произошедшее событие, например возраст 30%, болезнь 40% и так далее. Свою ответственность прошкалируйте в последнюю очередь, например 5%
3. Нарисуйте круглый пирог и разделите его на кусочки в зависимости от того, сколько процентов имеет каждый фактор. Закрасьте кусочек своей ответственности.
Как видите, Ваша ответственность в данном случае минимальна
Принятый ответ
Психолог
Добрый день, хорошо, что вы выговорились, но не вините себя, даже когда вы что-то говорили строго, вы хотели добра. Примите искренние соболезнования. Раны сможет вылечить только время. Не терзайте себя.
оценка
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 0 человек,
средняя оценка 0
Комментарии к вопросу Оставить комментарий
0
Похожие вопросы по теме
Мама живёт жизнью детей
12 января 2023
Евгения
Вопрос закрыт
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ - получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально - задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Ольга Анатольевна Бешляга
33 отзыва
Психолог
2009-2011гг. Восточноукра
Опыт работы: 10 лет
Юлия Сергеевна Георгиева
10 отзывов
Психолог
2022-2022
Опыт работы: 12 лет
Диана  Насибуллина
5 отзывов
Психолог
2014-2018, Федеральное го
Опыт работы: 3 года
Анастасия Владимировна Черкасова
20 отзывов
Психолог
2004-2009, Санкт-Петербур
Опыт работы: 14 лет
Вопросы по специальностям
Показать все
фотография пользователя
Психиатру Никанор Лавров
Хороший врач ,сразу ответил на вопрос что дават сыну,зделаю как он сказал ,спасибо ему огромное ...
— Давид
фотография пользователя
Психологу Мария Розанцева
Мария, спасибо огромное! В других отзывах прочла что Вы вникаете в суть проблемы, а не пишите...
— Оксана
фотография пользователя
Доктор несколько дней поддерживала со мной разговор и давала нужные советы и развернутый ответ....
— Любовь, г. Владимир