Консультация рентгенолога /

Вред кт головы детям до 3 лет — вопрос №2828851

418 просмотров

Ещё раз добрый день! Уже задавал вопрос по поводу нагрузки на голову ребенка при 2х кт и рентгена в 1 день.(нагрузка или 2,6 или 5,2)уточню завтра. Большинство отвечают шаблонно. Данный вопрос мой по поводу статьи в журнале ланцет. Там средняя лучевая нагрузка написана на милигрей. Как я понимаю, соотнести их 1мгр к 1мзв не правильно?это ведь поглощенная доза на см2? То приведённая в исследовании средняя доза 38мгр равняется эффективной дозе в 0.2мзв?Скрин из статьи прилагаю! Кто понимает в вопросе ответьте. Благодарю

Возраст: 1

Вопрос закрыт

Уважаемые посетители сайта СпросиВрача! Вы можете задать вопрос врачу онлайн по волнующей проблеме просто и без регистрации. Специалисты оказывают консультации круглосуточно. Попробуйте!

Рентгенолог
Здравствуйте!<br />В выдержке из статьи речь идет о том, что у пациентов, которые проходили лучевые методы исследования (за 5 лет) в 165 случаях выявили ЗНО при кумулятивной дозе в 76мГр
В связи с чем вопрос у меня какой коэффициент достоверности и сколько собственно составляла выборка, об этом не сказано..
Вы пытаетесь сопоставить данные и понять сколько в вашем случае мГр получено от мскт гм?! Я правильно понимаю?
Принятый ответ
Клиент
Анна Александровна, вот эта кумулитивная доза 76мгр это же не 79мзв? Не могу соотнести!
Клиент
Анна Александровна, т.е. не 76мзв.
Клиент
Анна Александровна, да примерно правильно понимаете! Хочу понимать риски! Если рассчитывать эффективную дозу калькулятором кт, то при эффективной дозе 2,6, то поглащенная доза будет около 550мГр на см.
Рентгенолог
Понятно теперь…
Вот для облегчения понимания:
1грей = 1 зиверт
1 зиверт = 0.001 мзв (миллизиверт), то есть тысячная часть одного зиверта
Вы получили 5,2мЗв это 0,0052гр
Клиент
Анна Александровна, т. е. по вашему 5,2 мзв=5, 2мГр? Разве это так считается?
Рентгенолог
В статье говорят что у пациентов с дозой 76мГр в 165 случаев развилось зно..переводим 76мГр в мзв, получаем 76мЗв так это в 14 раз больше вашей дозы
Также непонятно сколько всего человек оценено.. это напрямую влияет на достоверность
Рентгенолог
Вы поймите, что это разные системы измерения греи и зиверты, их как бы принято соотносить 1:1 из рассчета для излучений с коэффициентом качества (усредненным коэффициентом относительной биологической эффективности), равным 1.
Клиент
Анна Александровна, ну в статье сказано сколько исследованых!
Мы выявили 948 174 человека, из которых 658 752 (69%) соответствовали критериям нашего исследования. 368 721 (56%) из 658 752 участников были мужчинами, а 290 031 (44%) — женщинами. За период наблюдения в среднем 5,6 лет (интерквартильный размах 2,4–10,1) было выявлено 165 случаев рака мозга, в том числе 121 (73%) глиома. Средняя кумулятивная доза облучения головного мозга с 5-летним запаздыванием составила 47,4 мЗв (стандартное отклонение 60,9) среди всех участников и 76,0 мЗв (100,1) среди людей с раком головного мозга. Значимая линейная зависимость «доза-эффект» наблюдалась для всех видов рака головного мозга (ОШ на 100 мЗв 1,27 [95% ДИ 0,51–2,69]) и для глиом в отдельности (ОШ на 100 мЗв 1,11 [0,36–2,59]).
Рентгенолог
Вы прикрепили в вопросе немного другой отрывок, но суть такая же, почти из миллиона человек выявили 165 случаев рака..за пять лет эти люди получали от 47-до 76мЗв, как то так..
Рентгенолог
Стандартные отклонения достаточно высокие, кстати сказать
Рентгенолог
Резюмируя выше сказанное, исследование на мой взгляд сыровато, разброс данных большой и они об этом честно сообщили по стандартным отклонениям, каждый 5746 пациент (у меня такие расчеты) заболел раком, при действительно высоких эффективных дозах, что сказать может и так, но проецируя на ваш вопрос и настороженно вы вряд ли за пять лет наберете такие значения, это для ребенка ну невозможно..
Клиент
Анна Александровна, спасибо, немного разъяснили! Статистику я понимал, а вот как сравнить нашу эффективную дозу с дозами из статьи не понимал
Клиент
Анна Александровна, и ещё можно один вопрос! На сколько нагрузка в 2,6 или 5,2 опасна для здоровья, иммунитета ребенка 1,5 года?
Рентгенолог
Здравствуйте! Иммунокомпетентные клетки вырабатываются селезенкой, костным мозгом, в тимусе, ввиду чего чтобы их скомпрометировать нужна единовременная доза свыше 100 мзв, тогда и развиваются изменения по пути лучевой болезни. Поверьте, даже рекомендуемые нормы даны с запасом…в связи с чем я вас уверяю, что не будет никаких последствий, не переживайте вы так.
Клиент
Анна Александровна, извините ещё раз! Все таки доза у нас 5,5мзв, это ведь много для детей! Извините, но поймите мое беспокойство! Очень переживаю за стохастические последствия.
Клиент
Анна Александровна, так вот меня смущает, что при сканировании DLP выходит в районе 300-600мГр.А в статье сказано от 76мгр
оценка
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 0 человек,
средняя оценка 0
Комментарии к вопросу
15
Валерия
2025-03-18 09:03:21
18 марта
Валерия, 18 марта
здравствуйте. Сама столкнулась с кт головы ребенку. реву ужасно. что делать сейчас. Считаю, что говорят неправду 1мГ не равен 1мЗв. Это разные понятия поглощенной дозы и эффективной дозы. Получается, что всем делают с поглощенной дозой 50-70мГр, потом ее в зависимости от длины сканирования переводят в мГр*см умножением, а потом уже на коэффициенты. Что же делают с детьми.
Евгений
2025-03-19 10:03:56
19 марта
Евгений Громов, 19 марта
Да, совершенно верно! Это разные понятия! Тут спецов много, лишь бы написать и успокоить!У нас ctdivol 28.8 за одно сканирование(это как я понимаю и есть поглощенная доза), а эффективная это ctdivol умножить на длинну сканирования! Да, просто ужас! Теперь жить в страхе с этими мыслями!
Валерия
2025-03-22 07:03:54
22 марта
Валерия, 22 марта
А вы не подскажете какая у вас длина сканирования. То ест DlP/ctdi. Везде пишут 12 см. Тут у взрослы считаю, где то 16 см получается. У на 25 см. Может что то узнавали. Как ее считают может знаете, но мы вас старше. Опять ужас, один ужас.
Евгений
2025-03-22 08:03:41
22 марта
Евгений Громов, 22 марта
Нет, длинну сканирования нигде не нашёл! Но эффективная доза 2,4мЗв.
Соответственно врядли 12см! Я тоже вычитывал 12см.Но это скорее всего при сканировании только головного мозга, нам же сканировали голова-шея! Сейчас не помню, но если изменить в программе проекцию отсканированной головы, то выходило около 20см.
Я сейчас успокоился, но страх за будущее все равно есть! С месяц у меня была депрессия. У нас в сумме вышло 5,5 мЗв, что очень много!Остаётся надеяться на лучшее!
Валерия
2025-03-23 07:03:48
23 марта
Валерия, 23 марта
Спасибо, что ответили. Не сплю 3 месяца. Жили мы когда не было кт и врачи были людьми, а сейчас все делают для подстраховки, даже показаний нет, и на детей чихать, чужие же. Как вернуть все.
Евгений
2025-03-23 08:03:50
23 марта
Евгений Громов, 23 марта
Принять! Уже, к сожалению ничего не вернуть! Я сам очень сильно загонялся!В вк нашел тему с перепиской мам о кт, с некоторыми списывался,кто ответил у них все хорошо! В нашем случае если я правильно посчитал 1-2 случая на 10тысяч.Это конечно не на миллион, но и не на 500чел.
Что мы можем, то это следить за здоровьем и больше свежего воздуха малышам. А врачам да, они перестраховались, свою работу сделали, а что будет через 5-10 лет их не волнует! Да и ответственности ни какой за это нет, а вот если бы упустили патологию, то ответственность была бы. Всех благ, берегите себя и малыша!
Анна
2025-04-21 03:04:17
21 апреля
Анна, 21 апреля
Тоже столкнулись с Кт головы. Не один врач тут не ответил правильно про соотношение Мгр и Мзв. Они не равны.
Я так поняла что 38 мгр это средняя доза облучения которую получает мозг от 1-й кт головы.
Примерно 1,5-2 мзв.(общая эффективная доза для всего тела) и 30-40 Мгр (поглощенная доза для мозга) это соответствует одной кт Головы.
Немного успокаивает что 1-2 случая на 10 тыс. это 0.01% - 0.02%.
К тому же кт головы часто делают после сильных ушибов и травм. Есть мнение что именно травма послужила причиной рака мозга в данных случаях а не КТ.
Евгений
2025-04-22 05:04:01
22 апреля
Евгений Громов, 22 апреля
Да, вообще мало кто понимает разницу! Пришлось самому разбираться! Да 30-40 мгр средняя поглощенная!
Да, но точно не узнать, что послужило причиной не узнать, это же всего лишь мнение.
Валерия
2025-04-30 02:04:05
30 апреля
Валерия, 30 апреля
30-40 мГр это за один как бы см, эта цифра умножается на длину з, а за все кт исследование доза получается 800-1000 мГр*см. Так на что смотреть на 30-40мГр, или 800-1000??? Обе цифры устрашающие. Чем больше читаю, тем больше в ужасе.
Валерия
2025-04-30 02:04:34
30 апреля
Валерия, 30 апреля
и для головы самая большая доза радиации используется в мГр, больше всего мягко сказано УЖАСНО облучается мозг и глаза. я вообще никак поверить не могу что со мной такое случилось, как я могла так. снимок головы всего 0,06мЗв и как то подозрительно в 2019 году коэффициенты пересчета в мЗв поменялись. Травма здесь не причем, пока я была в приемном покое, детей родители приводили- головой ударился и несколько дней вялый ребенок-его никто не осматривал, говорят врачи на дистанционке и сразу КТ. и никто не спросил какое по счету это кт и ренген. А всем кому ренген сделали заносятся в общую программу как облученные и за ними наблюдают, а потом диссертиции врачи пишут о влиянии ионизирующего излучения на здоровых детей.
Евгений
2025-04-30 02:04:50
30 апреля
Евгений Громов, 30 апреля
Ну статья которую я приводил из журнала лансет, русскоязычного обсуждения я не нашёл в интернете, да и скорее это для учёных.
Да, это ужасно, я 2 месяца был в депрессивном состоянии! Все из за нашей глупости! Ну и себя сильно корить не стоит, уделите это время малышу! В журнале наверное все таки объемная доля на см!
Мысли иногда страшные посещают, но уже реже!
Анна
2025-04-30 03:04:53
30 апреля
Анна, 30 апреля
30-40 мгр это примерно то облучение которое получает весь мозг за одно Кт.
Кстати есть еще подобное исследование в Австралии.
https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10326490/
Там на 611544 облученных возникло 237 опухолей мозга. средний срок наблюдения 13,5 лет. Но следует еще учитывать что большинство из этих 237 не связано с облучением они бы возникли так и так. согласно статистике по заболеваемости.
Где-то около 70-100 случаев из этих 237 можно связать с радиацией. Так как есть превышение случаев по сравнению с необлученными детьми.
И то скорее всего какой-то части из них кт назначалось когда уже было какое-то подозрение на опухоль, но точный диагноз поставили более чем через 2 года. Бывает и такое.
Да и кстати опухоли вызванные радиацией как правило низкозлокачественные, которые довольно неплохо лечатся.
Анна
2025-04-30 03:04:59
30 апреля
Анна, 30 апреля
Есть еще исследование из Израиля, там детям в 60-годы лечили лишай на голове облучением. Причем средняя доза облучения составляла 1.3 Гр. т.е. в 40-50 раз больше чем при кт головы.
Наблюдали детей в течении 40 лет вместо ожидаемых 8 возникла 31 опухоль головы. Это из 11000 пролеченых детей.
Валерия
2025-04-30 08:04:16
30 апреля
Валерия, 30 апреля
А для чего тогда параметр DLP, который показывает поглощенную дозу за все исследование. У нас оно 752 мГр×см. CTDI 31 мГр. От него пересчет идет в мЗв. Так вот в документах роспортребнадзора указаны дозы именно в мГр. И в ланцете тоже в мГр. Не пойму дозы 38, 50,76 мГр там это надо сравнивать с CTDI или DLP. И такие куммулятивные дозы можно получить за одно исследование. Жесть.
Евгений
2025-05-01 02:05:45
1 мая
Евгений Громов, 1 мая
Затрудняюсь тут ответить!Сами что то узнаете, то напишите пожалуйста!
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ - задайте свой вопрос врачу онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально - задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Ольга Олеговна Малахова
25 отзывов
Рентгенолог, Фтизиатр
2012-2018 гг., ФГБОУ ВО С
Опыт работы: 5 лет
Марина Алексеевна Фатнева
220 отзывов
Рентгенолог, Невролог
ФГБОУ ВО ВОЛГГМУ
Опыт работы: 5 лет
Сергей Александрович Григорьев
63 отзыва
Рентгенолог
2001-2007, ГОУ ВПО ММА им
Опыт работы: 10 лет
Андрей Валерьевич Свежинцев
43 отзыва
Рентгенолог
2009-2015, ГБОУ ВПО "
Опыт работы: 7 лет
Вопросы по специальностям
Показать все
фотография пользователя
Неврологу Марина Фатнева
Спасибо, все понятно, единственное застряла на последнем вопросе Все отлично Обязательно
фотография пользователя
Хорошее отношение Консультация была полезной Да обязательно
— Александр, г. Нижний Новгород
фотография пользователя
Рентгенологу Хава Евлоева
Отношение замечательное: душевное, внимательное, заботливое, человечное. Консультация очень...
— Алина