Ирина, здравствуйте.
То, что вы описываете, в целом похоже на социальную тревогу. Вы понимаете, что вы приветливый, общительный, открытый человек, но появляется момент тревожности и страха, когда необходимо с кем-то взаимодействовать, и он связан с тем, а как меня воспримут, а как обо мне подумают, начинаются мысли о том, то ли я сказала, так ли я себя повела, а как я выгляжу в глазах других, и вот эти все вопросы, которые требуют время на анализ, на обработку, и запускают в моменте взаимодействия тревогу. Даже мысль о том, чтобы пообщаться с кем-то, вызывает все эти моменты, и вот уже вы начинаете анализировать то, что без опытного пути проверить невозможно. И, находясь дома в четырёх стенах, вы воспитываете эту тревожность.
Очень верно отмечаете тот момент, что неуверенность в себе как раз порождает такую тревожность. Если я не верю в себя как в приятного, комфортного и эффективного собеседника, то как другие люди могут так считать? Наше мышление так устроено таким образом, что мы совершаем вот эти переносы: если я так считаю, значит, другие тоже так считают. Если я думаю, что со мной неинтересно, то я буду перекладывать эту мысль на всех других, что они тоже так считают.
Он говорит о том, что такое состояние сформировалось, когда вы переехали в мегаполис, что, живя в другом городе, такого момента не было. Ирина, давайте с вами подумаем, а что изменилось? Большой город, маленький город, какая разница? Люди-то везде одни и те же. Да, в мегаполисе они более разнообразные, но это не говорит о том, что хороших, приятных, добрых, отзывчивых людей здесь меньше.
Говорить о том, что город большой вас сломал. А можете чуть поподробнее об этом рассказать, как именно сломал, какие изменения он отнёс в вашу жизнь? В чём случился этот надлом?
Выход из вашей ситуации — это контроль вашей социальной тревожности. Здесь я вам рекомендую книгу Роберта Лихи «Свобода от тревоги». Чтобы просто понять, что же это за явление.
Далее момент, направленный на рационализацию ваших мыслей, потому что тревога чаще всего — это неправильно обработанная информация: я выйду в социум, социум злой, меня там обидят, я буду выглядеть там нелепо. Это всё плод нашей фантазии, вот как раз неправильное предположение, деструктивная мысль. И я вам хотел бы порекомендовать книгу Рена Бранча «КПТ для чайников». Обратите внимание, что их есть несколько видов: есть книга, есть рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь — прям хороший сборник упражнений, с которыми вы могли бы самостоятельно работать в рамках рационализации своих мыслей.
И вот следующий этап — это постепенный выход в социум. Не обязательно сразу в большой шумный клуб, где много людей. Возможно, просто одиночная прогулка по парку вокруг дома, посещение нового ресторана, кафе. Там будет какое-то взаимодействие с официантами. А может быть, у прохожих что-то спросите для того, чтобы посмотреть, а как это вообще в социуме-то быть, убедиться в том, что по умолчанию здесь опасности нет.
И далее постепенно увеличивать этот момент. Вы могли бы прямо сейчас подумать на тему того, а что вас больше всего пугает выйти из четырёх стен, какой вариант взаимодействия с другими для вас наиболее страшен, а какой наименее страшен, какой ещё менее страшен, то сделать вот эту градацию, от того, что очень страшно и сейчас очень сложно сделать, к тому, что немного страшно и в целом вы могли бы это реализовать. Именно вот этот момент, который чуть страшен, поставить как первую цель, чтобы её сделать. Вот такое постепенное, контролируемое приближение столкновения со своим страхом, со своей тревожностью очень продуктивно.
Примите к вашей неуверенности в себе. Очень важный момент, вы указываете в своем запросе, что вы очень много оцениваете себя и других. И вот здесь опять тот же самый перенос: если я оцениваю других, значит, другие оценивают меня. И как только вы начнёте контролировать момент, что вы оцениваете других, может быть, вешаете какие-то ярлыки, предполагаете, какие они люди, достраивайте этот образ, как только вы начнёте от этого отказываться и контролировать, вы заметите, что и из внешней среды к вам тоже меньше внимания, вас тоже стали меньше оценивать.