Анна, здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, какие у вас отношения с дочерью, можно их назвать доверительными и открытыми? Может ли дочь подойти к вам и рассказать о каких-то своих проблемах, с которыми подростки сталкиваются в своей жизни, попросить у вас там мудрого взрослого совета?
Как часто вы проводите время вместе, если у вас какие-то семейные ритуалы, мы же традиционные прогулки по парку, пятничные киновечера?
Как ваша дочка общается с одноклассниками, есть ли у неё подруги, устойчивая какая-то социальная среда, устойчивость социальной взаимоотношения? Есть у неё хобби, увлечения, то, что ей приносит радость, то, чем она по-хорошему болеет, к чему стремится?
Переходный возраст, что он сложный, меняется психика, меняется восприятие мира, и многое кажется подростку странным, непонятным, самое главное, что ему кажется, что его никто не понимает, его никто не слышит, очень гипертрофированные индивидуальные особенности. Это, конечно же, даёт сложность на психоэмоциональное состояние подростка, ребёнка, он ни разу ещё с таким в жизни не сталкивался. Его среда меняется, потому что находится в среде таких же меняющихся людей, увеличивается количество ответственности, увеличивается количество сложных выборов, решений. И не скажу, что ваша дочка уникальна в таких фразах, словах, которые вы прочитали в её дневнике, подростки часто такое думают, но это не плавать, чтобы оставить всё как есть.
Один из самых простых шагов, которые вы могли бы совершить, это обратиться к школьному психологу, прийти в школу и поговорить с психологом, рассказать, что мы нашли дневник, прочитали вот такие-то, такие-то моменты, и попросить школьного психолога уделить внимание вашей дочери, чтобы она побеседовала очно, провела диагностику. Было бы очень хорошо, если психолог бы сделал это ненавязчиво, чтобы он не говорил дочери о том, что вы прочитали её дневник. Потому что этот момент может испортить ваши отношения с дочерью, это будет воспринято как вторжение в личное пространство, недоверие к себе, непринятие себя, а вот этот момент непринятия другими, особенно взрослыми, для подростков очень остро воспринимается.
Если нет возможности подключить к этому моменту школьного психолога или вам бы этого не хотелось бы по каким-либо причинам, А могли бы поговорить с дочерью на тему того, что дочь, ты ещё отступаешь в достаточно важный там в своей жизни, можете искать о том, что её восприятие меняется, её психика меняется, и предложить ей сходить в научный приём к психологу в частном формате. И подать это под таким соусом, что это несколько профилактическая мера, что, возможно, у неё есть какие-то переживания, какие-то сомнения, то, чем она не может поделиться с вами, но могла бы поговорить об этом со специалистом, она бы могла ей помочь, подсказать, в том, что для неё важные цены. Не настаивать на этом, а предложить.
Анна, действительно, такие мысли в дневнике могут быть проявления некого подросткового протеста, и она отмечает этот момент «посмотрим, как вы будете плакать», а может быть, действительно какие-то сложные эмоциональные ситуации есть у вашей дочери, решение которых она не может найти, поэтому касание со специалистом не было бы лишним. Потому что здесь достаточно тонкая грань, которую лучше всего диагностировать именно на очном приёме у детского, подросткового психолога.