Консультация психолога /

Ребенок третий день отказывается есть и говорить. — вопрос №1565175

220 просмотров

Здравствуйте, ситуация следующая. 



Ребенку 6 лет. В среду утром сделали ей «иссечение уздечки» (по рекомендации логопеда и стоматолога). Делали вроде в солидной клинике - НМИЦ Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в Москве, с местным наркозом (укол в рот) и предварительными двумя медикаментозными уколами в попу. Дочь, как и любой ребенок, не любит медицинские манипуляции, особенно уколы, но сильной боязни врачей до этого не было. Более того, в процессе всей операции вела себя по мнению медперсонала адекватно, хотя был момент когда она сильно расплакалась во время самой процедуры - ей было больно. 
Когда все закончилось, мы поехали домой. Это было в среду, а сейчас уже пятница и с того момента дочь не сказала ни слова - только мычит. Губы не разжимает, даже когда плачет или смеется. Отказывается принимать пищу кроме детских молочных каш через тоненькую трубочку. Показывает знаками, что ей «больно». При этом самочувствие нормальное, настроение в целом хорошее, температуры нет и никаких видимых признаков патологичного развития послеоперационной ситуации на лице (и во рту) я не вижу.



Мне кажется, тут в реальности имеет место быть не боль, а страх боли. Два раза уговорила ее открыть рот, чтобы сфоткать и отправить снимок врачу. Саму уздечку видно не было, но поверхность языка сверху выглядит обычной… Врач говорит, что на ее памяти это такой первый случай, предлагает привезти ее показать, но она наотрез отказывается ехать. И думаю, что ничего хорошего из той поездки не выйдет - если уж она мне или зеркалу боится открыть рот, то что уж говорить про доктора, которого она теперь будет избегать как огня…
 


Если исключить наличие физиологической проблемы и допустить, что все это страх, вызванный стрессом, как нам быть дальше?
Пробовали уговорить ее по-всякому на «еду и разговоры» - в ход шли и подкуп, и шантаж, вплоть до того, что я сама на пару часов перешла на мычание, но ничего не помогает((

Возраст: 6

Хронические болезни: нет
Вопрос закрыт

На сервисе СпросиВрача доступна консультация психолога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Психолог
Здравствуйте Мария!
Во видимому у вашего ребёнка сильнейший стресс. До операции она не представляла себе той боли, которую испытала во время процедуры и поэтому вела себя спокойно. Шок, который она испытала и вызвал подобный, доступный ей способ реагирования. Особо настаивать на том, чтобы она быстро забыла этот стресс мало эффективно. В таких случаях лучший лекарь, это время. Вам лучше показывать, что вы страдаете вместе с ней, понимаете всю её страхи и поспрашивать у неё чем можно её помочь. Предлагайте разные варианты – прогулки в зоопарк, красивые игрушки, встречи с подругами.
Принятый ответ
Клиент
Иван Васильевич, спасибо! да, вы правы, похоже на это. Будем ждать... Меня только беспокоит, что она не ест) Насчет речи я готова ждать сколько угодно, но насчет ее голодного состояния очень опасаюсь. Она очень худенькая и так)

Скидка 15% на анализы.

Психолог
Здравствуйте! А что ребенок знает про свою операцию?
Принятый ответ
Клиент
Знает только в общих чертах. Я ее не погружала в медицинские детали (которых и сама толком не знаю), говорила только что "поправим уздечку, чтобы ты могла говорить хорошо, и на занятиях с логопедом тебе не было больно поднимать язык". Она была настроена позитивно и даже ждала этого дня. Насчет того, что будут какие-то манипуляции, я ее предупреждала, и про заморозку ("укольчик придется потерпеть") тоже говорила.
Психолог
Отрезать, урезать и тому подобные, были такие слова?
Клиент
Марина Владимировна, не было. Я говорила "тебе поправят уздечку"
Психолог
Спросите болит ли у неё сейчас. Объясните, что так и должно быть, но это скоро пройдёт, заживёт. Рассказывайте сколько теперь она сможет сделать благодаря этой операции. Может говорить красиво, петь и так далее. Спросите, хотела ли она петь на сцене. Узнайте какую бы песню она хотела петь, может она попробует. Вот такими маневрами постепенно и разговорите ребёнка. Какое её любимое блюдо, что бы она сейчас хотела съесть и так далее.
Психолог
Здравствуйте, Мария, не используйте шантаж, это только закрепляет такое состояние у дочери. Она перенесла операцию, для нас, взрослых, это не так страшно, что и боль можно потерпеть , но дети воспринимают всё иначе - для неё это большой стресс, боль тоже может быть и она да, не такая сильная, но испытывает её, боится её. Ей больно, она боится. Прежде всего, Вам важно успокоиться, то, что происходит не страшно, это будет проходить, сами снимайте акцент и напряжение с этой ситуации. Предлагайте ей еду, не заставляйте, пусть сама постепенно пробуйте, Вы не настаивайте, улыбайтесь, говорите, что всё в порядке. Дочь снова станет есть, но нужно время, чтобы она начала переключаться с этой темы - гуляйте с детьми, семьей, акцент с этого будет уходить.
Принятый ответ
Клиент
Елена Сергеевна, спасибо большое!
Логопед, Психолог, Сексолог
Здравствуйте, используйте обезболивающие по возрасту ,врач вам должен был прописать ,боль стихнет ,ребенок потихоньку начнет говорить и есть ,главное давайте больше воды.Не шантажируйте ,ре ругайте ,не пугайте ,дайте время на восстановление.
Принятый ответ
Клиент
Яна Алексеевна, добрый день! Проблема в том, что она не дает открыть рот, чтобы ввести обезболивающее.
Логопед, Психолог, Сексолог
Через трубочку ,пусть сама выпьет ,выйдете из комнаты чтобы она не боялась.Обьясните ребенку что это необходимо, ей станет легче .
Психолог
Скорее всего это защитная реакция организма на ситуацию и боль. Предлагаю сначала исключить раздражающий фактор, то есть боль, а потом посмотреть, что будет, и не строить догадки, а анализировать реальную ситуацию. Необходимо обратиться к врачу, который делал операцию.
Принятый ответ
Клиент
Александр, спасибо за ответ!
Тут большой вопрос, что является «раздражающим фактором». Если боль, то вероятно визит к врачу помог бы, но если стресс, то не думаю. И даже скорее всего наоборот, усугубил бы ситуацию. Визуально она выглядит хорошо и язык сверху в порядке.
Болеутоляющий сироп через трубочку я не смогла убедить её принять(
На данный момент я даже не могу уговорить её «сделать фотку языка, чтобы показать её доктору и не ехать к нему». О том, чтобы вновь вести её туда и речи пока не идет. Технически осуществить это можно (взять тело в охапку и отвезти), но в кабинете она так же упрется и будет орать с зажатым ртом. Что, полагаю, её стресс не уменьшит, а скорее наоборот.
Психолог
Возможно вы накручиваете себя. На то они и врачи, чтобы справиться с ситуацией. Обращая внимание на стресс, можно упустить другие медицинские проблемы. Я бы отвез к врачу.
Клиент
Александр, согласна. Я подумаю над тем, как все это провернуть
Клиент
Александр, добрый день!
Сходили мы сегодня к стоматологу, провели там больше часа. Рот она так и не открыла - губы приоткрывала, а зубы ни в какую не хотела разжать. Хотя над ней плясал весь персонал - и шарик подарили, и мультик включили, и заведующую позвали, и по-всякому убеждали, даже у меня рот проверили) Но все тщетно. То есть получается, исключить наличие какой-то патологии не получилось, только по внешним признакам заведующая сказала, что все хорошо. Велела прийти через пару дней, считает это реакцией на травму и прописала всякие напитки, которые помогут поддерживать организм в это непростое время (пока она ничего не ест).
Что нам делать дальше? Как вернуть речь и убрать страх перед едой?
Клиент
Александр, добрый день!
Сегодня были в стоматологии и провели осмотр под седацией. С языком и челюстью все в порядке, глотательный рефлекс так же не нарушен и никакого воспаления не обнаружено.
Но после осмотра она продолжает жить c закрытым ртом, отказывается говорить и есть, хотя кушать очень хочет. Плачет от голода.
Что нам делать, куда бежать? Невролог ее осмотрел, с его стороны все в порядке (за исключение данной проблемы). Рекомендовал пропить фенибут.
Психолог
Тогда лучше очно сходить к нейропсихологу, логопеду.
Психолог
Здравствуйте, Мария! Попробуйте разыграть сценку с любимой игрушкой дочери. Расскажите ей историю, что игрушка тоже ходила к стоматологу и теперь не открывает ротик, боится, что будет больно. Спросите у дочки что она может посоветовать игрушке? Поэкспериментируйте.
Логопед, Психолог
Мария, здравствуйте.

Соглашусь с коллегой, что первично все таки стоит исключить физическую боль. Этот важно. Тем более, что после подрезать, обычно рекомендуют сразу начинать занятия с логопедом и выполнять артикуляционную гимнастику, как минимум, именно для того, чтобы не было последствий. А у вас, получается, совсем ротик дочь не открывает.

А второе, это попробуйте поговорить с ней именно о том, что произошло. Как ей было страшно, больно и тд. Здесь должен работать механизм, когда мы проговариваем наши переживания и они становятся меньше. Хуже оо такого разговора точно не будет.

А то сейчас получается что все дружно пытаются ее успокоить и тд, как будто обесценивая ее переживания. Это как раз не очень полезно.
Клиент
Ольга Васильевна, спасибо за ваш ответ!
Сразу после операции я поговорила с дочерью, похвалила ее за стойкость и пожалела одновременно. Сказала, что вот тогда ей было больно, но больше эта боль не вернется, "самое страшное уже позади", и теперь не стоит ничего бояться, и даже если ей сейчас немного больно или некомфортно во рту, то это потому что идет процесс заживления и совсем скоро все пройдет.
Хуже, чем было, уже не будет - говорила я ей и не стоит бояться шевелить языком.

Все правильно? Таких разговоров (на регулярной основе) достаточно или надо еще как-то с ней обсудить эту тему?
Логопед, Психолог
Вы очень хорошо поговорили. Я несколько о другом. Вы сейчас как будто закрыли тему. Было больно, ты молодец, но все в прошлом, а сейчас надо вот это.

А дочка может быть до сих пор вспоминает и проживает эту ситуацию. Поэтому ей и страшно открывать ротик. Она телом с вами, а мыслями и ощущениями там, в, кабинете врача.

То есть нужен разговор примерно такой: расскажи, что было самого страшного, неприятного, больного, а как ты себя чувствовала в этот момент, что думала и тд.

Ваша задача вытащить эмоции дочери наружу, может ей поплакать захочется, или сказать, ой, мамочка, так больно, больно, мне было и страшно страшно. тогда напряжение тоже снизится.

А вы можете поделиться с ней своей личной историей про лечение зубов, например, как вам было тоже страшно и что вы очень хорошо понимаете дочь. Историю можно выдумать, главное не забыть потом про это)
Клиент
Ольга Васильевна, доброе утро!

"То есть нужен разговор примерно такой: расскажи, что было самого страшного..." - проблема в том, что она не говорит.

Я по-всякому пыталась, и истории из своего детства тоже были. Мы не замалчиваем эту ситуации, а периодически ее обсуждаем, возвращаемся к ней, но она не открывает рот в прямом смысле. Максимум раздвигала губы. Все "разговоры" через мычание. Причем в остальном ее состояние абсолютно нормальное, она так же гуляет на площадке, играет с братьями, веселится или расстраивается... Но даже со своими куклами она теперь не разговаривает, как раньше, а мычит. Причем ее как-будто это не напрягает.
Я спрашивала с улыбкой, планирует ли она так продолжать всю жизнь, она тоже с улыбкой ответила "нет" (промычала), "Ну а когда же ты вернешься к обычной жизни?" - "Не знаю".
Логопед, Психолог
Да, примерно такой разговор.

А дочка не воспринимает это как игру?..)
Логопед, Психолог
Как сейчас кушает?
Клиент
Вчера впервые поела мороженое (заглатывая маленькие кусочки, не жуя их и практически не разжимая губы), сегодня чуть-чуть протертой каши и сладкий чай через трубочку. По-прежнему мычит, и не дает заглянуть внутрь рта.
Сейчас собираемся к тому же стоматологу на осмотр. Надеюсь, что даст себя осмотреть(
Клиент
Ольга Васильевна, нет, она вполне отдает себе отчет во всем происходящем. Она вообще довольно разумна для своих лет (имею троих детей, есть с чем сравнивать :) )
Логопед, Психолог
Поняла, главное не голодает!)
Напишите, как пройдет поход к стоматологу. Надеюсь, все сложится.
Клиент
Ольга Васильевна, сходили мы к стоматологу, провели там больше часа. Рот она так и не открыла - губы приоткрывала, а зубы ни в какую не хотела разжать. Хотя над ней плясал весь персонал - и шарик подарили, и мультик включили, и заведующую позвали, и по-всякому убеждали, даже у меня рот проверили) Но все тщетно. То есть получается, исключить наличие какой-то патологии не получилось, только по внешним признакам заведующая сказала, что все хорошо. Велела прийти через пару дней, считает это реакцией на травму и прописала всякие напитки, которые помогут поддерживать организм в это непростое время (пока она ничего не ест).
Что нам делать дальше? Как Вернуть речь и убрать страх перед едой?
Логопед, Психолог
Поняла, печально, конечно. Надежда на врачей была.

Мне думается в данной ситуации сейчас уже после посещения врачей, нужно убрать в целом все разговоры про то, чтобы открыть рот. Потому что уже все про говорили, что можно и нельзя)

Потому что сейчас получается, чем сильнее мы просим открыть, тем сильнее она упирается. Нужно дать время переварить эту травматическую ситуацию.

А попозже, если не начнет проходить, то пойти все таки очно к детскому психологу.

Но, думаю, что все наладится, потому что динамика положительная (это я про кусочки мороженого, уже есть). А если сейчас перестать акцентировать на этом внимание, то напряжение начнет спадать и дочка расслабится. Но, нужно время.

Хорошо, что заведующая, дала полезности для питания.
Логопед, Психолог
Не дописала.

У дочки не страх перед едой. У нее страх на открытие рта. Видимо думает, что если откроет, то будет больно. Видимо, очень травматично для нее все было.
оценка
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 0 человек,
средняя оценка 0
Комментарии к вопросу Оставить комментарий
0
Похожие вопросы по теме
Как пережить смерть самого близкого человека
вчера, 10:25
1000.00 р.
Анонимный пользователь
Навязчивые мысли при беременности
вчера, 10:04
800.00 р.
Валерия, Москва
Замершая беременность как пережить
вчера, 07:32
699.00 р.
Татьяна
Вопрос закрыт
Нервные тики у ребёнка
6 апреля
700.00 р.
Анонимный пользователь
Раздражает бывший и его родственники
6 апреля
700.00 р.
Анонимный пользователь
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ - получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально - задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Кристина Эдуардовна Аникеева
8 отзывов
Психолог
2003-2009 Московский Гума
Опыт работы: 16 лет
Диана  Насибуллина
8 отзывов
Психолог
2014-2018, Федеральное го
Опыт работы: 4 года
Джамаль  Севеха
2 отзыва
Психолог, Сексолог
Бакалавра 2004-2009 , кай
Опыт работы: 14 лет
Ирина Владимировна Левущенко
0 отзывов
Психолог
2017-2018, Московский инс
Опыт работы: 10 лет
Вопросы по специальностям
Показать все
фотография пользователя
Психологу Ирина Егорова
Как с вами связаться для дальнейшего сотрудничества Пока в процессе Хорошо описала моя состояние
— Ион, г. Москва
фотография пользователя
Не перестаю восхищаться трудоголизмом и отзывчивостью этого специалиста. Благодаря своевременной...
— Ангелина, г. Калининград
фотография пользователя
Психологу Маргарита Пикк
Мне очень понравился развернутый ответ на мой вопрос. Получила ясный и четкий ответ на свой...