Тики у ребенка 8 лет.

Сыну 8 лет. У ребенка на протяжении 4 месяцев нервные тик, или точнее тики. Началось с моторного (моргал глазами), ориентировочно через месяц добавился вокальный (кхе-кхе). Были на приеме у невролога. Был назначен Фенибут по 0, 5 таблетки 2 р в день на месяц магний в6 и далее при положительной динамике продолжать. Фенибут пили, но тики +\- сохранялись. Через месяц на повторном приеме был назначен Тиаприд (поскольку тики не прошли и по мнению невролога их нужно убирать, чтобы так сказать не закрепилось). Я не стала давать этот препарат ребенку, т.к. боюсь побочных эффектов и в целом считаю, что он уравновешен, тики не мешают ему учиться и иметь друзей. Он активен, очень способен и разносторонне развит. За последний месяц без медикаментов был период относительного спокойствия, но сын пошел на секцию футбола, о которой давно мечтал, и тики стали проявляться сильнее ( закатывает глаза, иногда гримасы и вокальный-кхе-кхе). Возможно , это совпадение . Сдавали анализы на различные дефициты … выявлен дефицит железа - ферритин 15 мкг/л. На сегодняшний день даю ему тенотен детский -по табл 3 р/день. Понимаю, что данный препарат не имеет доказанной клинической эффективности. Скажите, пожалуйста, какие существуют варианты альтернативные серьезному медикаментозному лечению (нейролептики) . Есть ли необходимость в устранении тиков любой ценой? P.S. имеется нестабильность в шейном отделе позвоночника (родовая травма, как выяснилось на приеме у невролога).

39 лет
25 Октября ·Просмотров: 72·Елена

Задайте свой вопрос

Когда речь идёт о здоровье, нет универсальных решений. Расскажите, что тревожит, и получите персональные рекомендации психиатра за 749 рублей. Время ответа - от 10 минут

Елена, здравствуйте! Тики у детей - частое явление. И чаще всего появляется они у детей , кто предрасположен к ним. У тревожных и эмоциональных детей. Как правило, к 12 -14 годам тики в 90% случаев проходят сами. Если ребёнку это не мешает, то не стоит делать акцент. Обязательно четкий режим дня и дозирование гаджетов. Альтернатива коррекции тикозных состояний - работа с клиническим психологом или нейропсихологом

 - отвечает  СпросиВрача –
Клиент

Спасибо за консультацию! Я тоже придерживаюсь того мнения, что потенциальный вред от нейролептиков выше чем проявление тиков.

Это очень частая проблема у деток и уже медикаментозно врачи предлагают , когда это серьезно снижает качество жизни! В моей практике очень неплохо помогают занятия с психологом

 - отвечает  СпросиВрача –
Клиент

Да, задумываюсь о занятиях с психологом/психотерапевтом

Здравствуйте. Нервные тики у детей имеют волнообразное течение и часто обостряются не только от стресса, но и от ярких положительных эмоций, таких как радость от занятий долгожданным футболом, поэтому устранять их любой ценой с помощью серьезных препаратов нет никакой необходимости, если они не мешают ребенку учиться, дружить и не причиняют ему физического дискомфорта. Тиаприд назначается обычно при выраженных, тяжелых или болезненных тиках, которые нарушают адаптацию, возможно временное назначение противотревожного Атаракса, для мягкого успокоения нервной системы, но это не является обязательным в подобной ситуации. Необходимо сосредоточиться на создании спокойной атмосферы, организации мягкого режима дня с ограничением гаджетов, соблюдении правила не фиксировать внимание сына на тиках. Если тики не снижают качество жизни их не нужно лечить.

 - отвечает  СпросиВрача –
Клиент

Спасибо за консультацию!
Просто меня несколько смущает тот факт, что неврологи настаивают на обязательном « излечении» данного состояния, т.к. якобы оно будет прогрессировать. Хотя, применение нейролептиков не гарантирует полного излечения ( насколько я поняла по отзывам родителей на форумах), они лишь убирают симптоматику, при этом имея достаточно серьезные побочные эффекты.
Скажите, пожалуйста, в какой дозировке возможно употребление Атаракса? Вес 38 кг.

Принятый ответ

Согласно международным стандартам тики лечить не нужно, если они ребенку не приносят дискомфорта. Тики могут в течении времени ослабевать, исчезать или усиливаться в зависимости от различных ситуации. В детском возрасте они чаще преходящие.
Атаракс возможно начать 1/4 таб на ночь, при хорошей переносимости возможно через 2-3 дня увеличить до 1/4 таб утро и 1/2 таб на ночь, либо 1/4 таб утро, 1/4 таб вечер. Необходимо оценивать эффект и переносимость, затем дозировка подбирается индивидуально.

 - отвечает  СпросиВрача –
Клиент

Поняла. Спасибо большое за консультацию!🙏

Здравствуйте,на мой взгляд назначение Тиаприда нецелесообразно в данном случае,препарат достаточно тяжелый.
В данном случае по описанию симптоматики,тики усиливаются в волнительные моменты,тревожные моменты,поэтому может попробовать использовать легкие транквилизаторы,для снижения уровня тревожности ребенка.
Можно попробовать Атаракс в минимальных дозировках,начиная с 1/2 таблетки и при необходимости можно будет повысить.
Так же создавать для ребенка комфортные для него условия,исключить стрессовые ситуации.

 - отвечает  СпросиВрача –
Клиент

Скажите, пожалуйста, действительно ли при отсутствии лечения тики могут «усложняться», прогрессировать и закрепиться как некое навязчивое действие?

Не всегда,но могут.

 - отвечает  СпросиВрача –
Клиент

Спасибо вам большое!

Принятый ответ

Елена, у большинства детей тики протекают волнообразно: то усиливаются, то почти исчезают, особенно ярко они проявляются при волнении, усталости и сильных эмоциях, в том числе радостных, поэтому их усиление после начала занятий футболом, о котором сын давно мечтал, вполне закономерно. Обычно тики сильнее всего выражены в возрасте около 10-12 лет, а к подростковому возрасту у большинства детей они значительно уменьшаются или проходят. Само по себе отсутствие лекарственного лечения не делает тики "закрепившимися" и не приводит к их прогрессированию: лекарства уменьшают выраженность тиков, пока ребенок их принимает, но, по данным исследований, не меняют долгосрочного течения. Поэтому по современным рекомендациям лечение назначают, когда тики причиняют боль, мешают учебе, общению или сильно беспокоят самого ребенка, а при легких тиках, которые не мешают жить, возможно наблюдение.

Если помощь понадобится, в подобных ситуациях в первую очередь рекомендуют поведенческую терапию тиков, при которой ребенок учится замечать предчувствие тика и заменять его менее заметным движением: она не имеет побочных эффектов и подходит детям этого возраста. Дома помогает не обращать внимания на тики, не просить сдерживать их и не обсуждать при ребенке, поддерживать режим сна и отдыха, а дефицит железа стоит восполнить вместе с педиатром, так как он может усиливать двигательное беспокойство. Стоит также следить, не появятся ли навязчивые действия или мысли, повышенная тревожность или трудности с вниманием, которые иногда сопровождают тики, тогда это повод обратиться к детскому психиатру.

Что касается атаракса, дозу для ребенка рассчитывает врач с учетом веса и показаний согласно инструкции, поэтому его назначение лучше получить у педиатра или невролога.

 - отвечает  СпросиВрача –
Клиент

Спасибо большое за ваше мнение, особенно касаемо лекарственного лечения тиков. Рассматриваю возможность получения помощи в рамках когнитивно-поведенческой терапии.

Здравствуйте!
Вы правы, лечить тики "любой ценой" не нужно. Тиаприд не является препаратом первого выбора в такой ситуации, обычно сначала используются более мягкие успокоительные препараты, например атаракс или тералиджен. Тики нужно лечить медикаментозно если они выражены и мешают, особенно если ребенок при этом находится в травматичной (стрессовой) ситуации и справиться с ней не получается. Нормально, если тики усиливаются от эмоций, старайтесь не обращать на это внимание ребенка.

 - отвечает  СпросиВрача –
Клиент

Спасибо большое за ваше мнение, в частности ,касаемо такого, на мой взгляд, агрессивного медикаментозного лечения.

Похожие вопросы по теме

О врачах сервиса

На нашем сервисе консультируют только квалифицированные врачи, подтвердившие наличие медицинского образования и представившие действующие сертификаты специалиста или свидетельство об аккредитации.