Консультация психолога /

Раздражительность, нервозность, страх — вопрос №1134794

616 просмотров

Здравствуйте!
Я с детства необщительный человек. В кругу большого количества людей чувствую себя некомфортно, и либо просто молчу, либо стараюсь побыстрее уйти. Если среди других людей, например, в компании, на собрании, я увижу человека, с которым у меня сложится общение, то я продолжу общение с этим конкретным человеком. Если при решении какого-то бытового вопроса я сталкиваюсь с препятствием или отказом со стороны должностного лица или организации, я не задаю вопросов сразу, а ухожу, беру паузу , обдумываю как мне поступить и после этого возвращаюсь к нерешенному вопросу, т.е. я не могу решить вопрос сразу и на месте. Я выбрала работу в социальной сфере с приёмом населения и оформлении документов,где работаю 8 лет, и моя основная проблема в том, что я, когда ко мне подходит клиент, начинаю нервничать, крутить ручку в руках, тихо говорить т.д., и только, если клиент располагает к общению или просто молчит , а я делаю свою работу, я успокаиваюсь. Часто бывают ситуации, что клиент приходит неподготовленный, без требуемых документов, и после моих разъяснений о том, что документы необходимо предоставить в полном объеме и в том виде, в котором требуют правила и порядок, клиент начинает "прогибать" меня, а именно: орать, либо говорит "делайте так, как есть, я не буду бегать к вам" или спорить. Это поведение вводит меня сначала в ступор, затем я сама могу сорваться, повысить голос или вступить в спор, я повторяю одну и ту же информацию несколько раз, пока до клиента не дойдет и он не уйдет. После таких ситуаций мое тело начинает трясти, я заикаюсь и не могу сформулировать свою речь,забываю слова, пока не успокоюсь. Как мне научиться спокойно реагировать на конфликтных клиентов, не поддаваться на провокации, очень хочется научиться выходить из ситуации быстро и не повторять клиенту одно и тоже по несколько раз, чтобы он понял, что я не буду нарушать порядок оформления документов, потому он уже пришел, но неподготовился и не хочет уйти ни с чем? Несколько раз я обращалась к неврологу , мне был поставлен диагноз - невроз, и назначены препараты: Адаптол,Грандаксин, Тералиджен .Из всех мне помог только курс Тералиджена, но по истечении времени я снова возвращалась к своей проблеме.

Возраст: 34

Хронические болезни: Остеохондроз, невроз
Вопрос закрыт

На сервисе СпросиВрача доступна консультация психолога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Психолог
Мария, добрый день!
Да, Вы правы,что препараты помогают снять напряжение, но остается страх коммуникации. Его хорошо бы проработать с психологом.
Стоит научиться техники поведения в конфликте(тем более, что это специфика работы).
Во первых Вы имеете право(по своему профессиональному положению)- четко указать на инструкцию клиенту и попросить не задерживать очередь.
грубить и не стоит)
Скажите, а чего Вы боитесь в общении с клиентами? Как думаете, что произойдет, если Ваши слова ранят клиента? Что тогда?
Стоит работать с причиной - тем, что Вы не выпускаете из себя, с эмоцией. Тогда она не будет уходить в тело(дрожь, головокружение, онемение и тд.)
Клиент
Ольга, добрый день! Отвечаю на Ваш вопрос: я не боюсь, что мои слова ранят клиента, я больше резка, чем спокойна , когда я уже вс, когда ответ очевиден, пытаюсь добиться результата, без вреда для своего психического здоровья, чтобы клиент меня услышал, что "есть правила и порядок оказания услуг и дальнейшие дискуссии со мой бессмысленны, т.к. порядок написан не мной и не мне его нарушать, я делаю свою работу согласно регламента".Но не для всех эти объяснения являются аргументом, и если я вижу, что меня не услышали и настаивают на своём, то кладу перед клиентом нормативные акты для ознакомления, в подтверждение моих слов. Чаще всего это тоже не работает, клиент просто не желает с этим ознакомиться и продолжает давить на меня. Но у меня не получается спокойно реагировать на крики и манипуляции, я выхожу из равновесия и со мной
Психолог
Мария, понимаю Вас. Давайте попробуем подойти к клиенту с другой стороны: если он расстроен, то что ждет прежде всего - попробуйте принять его переживания. Скажите, что понимаете, что неприятно, что теперь придется опять затрачивать время, что регламент не совсем продуман. Что представляете сколько сил и времени он уже потратил. И, заметьте, что скорее всего так и есть . Так что здесь даже открытое сочувствие.Спросите чем именно сейчас Вы можете помочь?
Цель в конфликте - стать на сторону оппонента, чтобы он уже не смог Вам противостоять.

А то, что Вы эмоционально реагируете на агрессию - это нормально. Наша физиология так себя проявляет. А вот дальше - зависит от нас какого качества реакцию выпускать. И тут Вы правы, что стоит рассмотреть те варианты, которые помогут Вам быть спокойнее.
Психолог
Мария, на самом деле Вы для себя выбрали сложный путь "проработки" своих состояний - такая сфера очень конфликтна. И Вы в ней 8 лет! Это не просто победа, это что-то невероятное. Осталось пересмотреть отношение к происходящему. А это трудно даже тем, кто чувствует себя в такой атмосфере как рыба в воде.Если Вам нравиться сама работа и с этим все хорошо, то посмотрите тогда на эти моменты как на обычные ежедневные задачи. Нам в быту тоже приходиться делать то. что не очень нравится - но мы знаем для чего это и тогда все проходит мягче. Клиенты всегда выражают только свое состояние и это совсем не относится к Вам. Все их эмоции и раздражения про их же внутренние переживания - да перед вами человек, который весь словесный поток направляет на Вас, но уде в Вашей власти или принять или не принять его. В такие моменты можно "сравнить людей в состоянии болезни" - посочувствуйте, выдохните и переключите тему. Понимаю. что есть такие с которыми никто не справиться - и это от Вас не зависит. Вы можете справиться с собой и попробовать понять, что те эмоции, которые поднимаются в Вас Вы можете регулировать. Но и защищать себя, конечно. Работа работой, но человеческое отношение и этику никто не отменял.
Клиент
Ольга, добрый день! Отвечаю на Ваш вопрос: при общении с клиентом, которого могут ранить мои слова, я боюсь, что на меня напишут жалобу, в тоже время я знаю, что не нарушила порядок оказания услуги и моей вины нет в том, что клиент настроился на то, что получит желаемое любой ценой. Я строго соблюдаю порядок и регламент. Руководство просит, минимизировать количество жалоб от клиентов и нивелировать конфликтные ситуации, и я боюсь, что могу потерять работу, потому что не смогла погасить конфликт, в результате чего появилась жалоба.
Психолог
Мария, понимаю Вас. Теперь понятны Ваши переживания. Вы волнуетесь, что ситуация может повториться и Вы не справитесь. Но ведь мы все не идеальны, и даже самый выдержанный человек иногда взрывается. Вы столько времени работаете и в большинстве случаев справлялись - это говорит о Вашей высокой компетенции. А случаи всегда бывают. Руководство имеет свои требования и они понятны. Но почему Вы думаете, что опять может не получиться справиться с ситуацией или что Вас могут уволить? Как сейчас к Вам относятся? как относится руководство? Коллеги? Что заставило сомневаться в своей ценности? Да была ситуация, она наоборот дала возможность посмотреть. что бывают разные случаи и как можно выходить из них. Почему сейчас так Вас это беспокоит? Это было давно?
Клиент
Ольга, коллеги и руководство ко мне относятся хорошо, никаких претензий нет. Коллеги и непосредственный руководитель , наоборот, говорят мне, что я самый уравновешенный сотрудник из всего коллектива, т.к. у других всё гораздо хуже в общении с клиентами, конфликтные ситуации происходят каждый день и в течение дня, а коллектив уже на успокоительных. А лично меня моя проблема стала беспокоить тогда, когда я стала замечать за собой, что теряю эмоциональное равновесие, повышаю голос, когда вижу сопротивление клиента тому, что я разъясняю, его нежелание понять, что есть регламент. Бывает так, что, когда мои просьбы не работают и клиент не хочет уходить, я просто приглашаю следующего, чем даю понять, что наш разговор закончен. Это работает лучше. Я не хочу пить таблетки снова и снова, а хочу научиться контролировать свои эмоции, не реагировать на провокации, крики на меня и нездоровые манипуляции.
Психолог
Мария, понимаю Вас и то, что Ваша ситуация действительно непростая. В ней, как Вы верно заметили, надо научиться реагировать иначе(без таблеток).
Вы сами пишите, что справляетесь с ситуацией хорошо, что Вас ценят и значит с этим все нормально. То, что Вы перестали выдерживать - потому что воспринимали ситуацию всегда близко к себе и постепенно лимит исчерпал себя.
То, что Вы делаете, переводите клиента на коллегу - хороший ход и для Вас и поддержка в коллективе. Это нормальная практика. Каждый человек имеет лимит "нервов" да и иногда бывают личные переживания и помощь коллег просто необходима.
Что еще можно сделать: начать постепенно менять свое отношение к конфликту. Это не произойдет быстро. Пробуйте каждый раз фиксировать свое внимание на том моменте, когда внутри Вас поднимается эмоция(назовите для себя ее чем-то понятным, может смешным - опять мой "огонек", "Фурия", "врединка" просыпается). Главное - все чаще замечать момент, когда это происходит. Это уже шаг к тому, чтобы снизить эмоцию. Дальше(после того как поприветствовали свой "огонек") поговорите внутри себя, проанализируйте что происходит. Получается, что немного отстранитесь от клиента(мысленно, а это приведет и к эмоциональному отстранению) и посмотрите на свои руки, перенесите внимание на то как удобно сидите, на то - хотите ли есть, потом на клиента - опишите для себя его(внешность, одежду, каким голосом говорит)- отстраненно, как-будто все что происходит не касается Вас.
Этому можно научиться. Каждый раз, пробуя это, будет легче сделать привычкой. Главное после конфликта анализируйте свое состояние(что с эмоциями, что в теле, какие чувства остались) и не упускайте возможности их проработать. Чувствуете немного злости - разберитесь почему она возникла( с чем надо было справиться - ведь каждая эмоция приходит нам в защиту). То есть не игнорируйте и потом свое состояние. Конечно учитесь переводить диалог на принятие эмоции(то что писала ранее) - это помогает снять накал эмоции у клиента. Но и обязательно расслабляйтесь после работы(хорошо бы и в течении дня - для вашей сферы это необходимо).
Постепенно Ваше состояние придет в норму. Но не ставьте сверх задачи - мы все обычные люди и имеем право и на эмоции, и на ошибки.
Принятый ответ
Психолог
Добрый день
Прежде всего вы должны сами поверить в правильность того, что нужно действовать по установленному регламенту. Это ваша работа. Вам за это платят деньги. Необходимое количество документов указывается не просто так
Можно понять и людей, которые приходят, им нужно срочно что-то оформить и они не хотят приходить повторно, но то, что они не донесли необходимое количество документов, это не ваша вина. Не отождествляйте себе со своей работой. Ваша должность позволяет вам требовать наличие полного комплекта документов. Когда люди кричат на вас, они кричат лишь на сотрудника и на недовольством регламента. Вы не виноваты в том, что таков регламент
Попытайтесь просто спокойно доносить до клиента, что это необходимо
Для того, чтобы успокоиться, можете попробовать техники экспозиции: то есть представлять как проходит прием с разными типами клиентов, заканчивая самым нервным, когда сможете выдержать всех остальных
Также можете попробовать медитативные и дыхательные техники, медленно дышать в момент тревоги, а медитировать 2 раза в день утром и вечером для общего успокоения
Психолог
Здравствуйте, Мария. Понимаю, как вам непросто с таким типом восприятия осуществлять свою работу. Но вы уже большая молодец, что не сдаетесь, делаете то, что должны и даже ищите пути выхода. И делаете успехи . Многие на вашем месте вообще сдались бы. Вам нужно постепенно, шаг за шагом делать то , что "страшит". Не лишним будут и тренинги по развитию уверенности. Хорошо бы более детально проработать данную ситуацию на консультациях с психологом (очно или онлайн)
Психолог
Мария, здравствуйте! А для чего Вы выбрали социальную работу, если это изначально для Вас стресс?И у Вас интровертивный тип личности. Научится не реагировать на раздражители можно, но это все равно будет отнимать колоссальное количество энергии и Вы будете чувствовать дискомфорт. Лучше подумать над тем, как поменять условия труда. Например , перевестись в другой отдел, где работы с людьми меньше.
Клиент
Кристина, здравствуйте! Я выбрала такую работу, потому что у меня с детства были сложности в общении с людьми .Через эту работу я заставляла себя и училась взаимодействовать с разными людьми, но, единственное, у меня не получается правильно реагировать на конфликтных людей. И еще выбрала эту работу, потому что у меня юридические образование, и я работаю с нормативно-правовыми актами, в том числе. Но я негибкий в общении человек и всегда стою на букве закона в своей работе. Возможно, что поэтому мне сложно проникнуться, понять ситуацию клиента и подобрать такие слова, которые снивелировали бы ситуацию. Задумываюсь о том, что мне стоило бы работать только с документами без клиентов.
Психолог
Здравствуйте, Мария.
Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону помогает в моменте справляться с телесными проявлениями тревоги.
И в идеале - комплексно подходить, через проработку причин, которые лежат в основе такой реакции, что вы теряетесь перед негативящим клиентом, как будто выпадаете в детскую позицию перед суровым родителем. И параллельно - да, учиться чувствовать себя на равных, уверенно, не зажиматься.
Психиатр, Психотерапевт
Здравствуйте, терапией неврозов должен занимать психиатр или психотерапевт. Вам стоит обратиться на очный приём к психиатру или психотерапевту для уточнения вашего состояния и подбора медикаментозной терапии, если вы настроены на лечение, то это будет являться своеобразной подушкой, на которую вы соседние опереться, что бы справиться с вашими жалобами, стать уверенне, но в дальнейшем необходимо помогать себе работой над собой, хорошие результаты даёт когнитивно- поведенческая терапия;
Психолог
Добрый день, Мария!
Вы на работе работаете и выполняете свои задачи. Вы не можете оформить клиента без документов и на этом точка. Клиент может быть недоволен, но требования у всех одни. Вам не нужно доказывать ему ничего, Вы можете сказать, что по правилам нужны документы и Вы его ждёте со всеми документами, которые у него будут, без документов оформление невозможно. Т.е. Вам нужно понимать, что Вы на работе и на Вас ответственность, Вы не дружите с клиентом, между Вами происходят рабочие моменты. Клиент может злиться, т.к. ему нужно возвращаться домой, собирать документы, но это уже не Ваши трудности, это его задача будет.
"мне был поставлен диагноз - невроз," - Нужно очно обратиться к психиатру. Также важно подключать работу с психотерапевтом или с психологом, даже онлайн, без личных встреч.
Психолог
Здравствуйте! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Принятый ответ
оценка
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
4 Проголосовало 2 человека,
средняя оценка 4
Комментарии к вопросу Оставить комментарий
0
Похожие вопросы по теме
Что делать ?
16 января 2019
u.pahomova@rambler.ru
Вопрос закрыт
Беспокоит агрессия и раздражительность при ПМС
13 октября 2020
Маша, Воронеж
Вопрос закрыт
Постоянный страх заболеть после ковида
14 октября 2021
Александр
Вопрос закрыт
Частый пульс, нетипично для меня
24 сентября 2022
Анна
Вопрос закрыт
Похудела из-за страха
14 августа 2024
Лариса
Вопрос закрыт
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ - задайте свой вопрос врачу онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально - задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Роза Абулфатовна Занозина
37 отзывов
Психолог
2000-2006, Нижегородский
Опыт работы: 18 лет
Иван Васильевич Тяпкин
17 отзывов
Психолог
2018-2019, Второе высшее
Опыт работы: 4 года
Кристина Эдуардовна Аникеева
11 отзывов
Психолог, Логопед
2003-2009 Московский Гума
Опыт работы: 16 лет
Ольга Анатольевна Бешляга
43 отзыва
Психолог
2009-2011гг. Восточноукра
Опыт работы: 11 лет
Вопросы по специальностям
Показать все
фотография пользователя
Психологу Егор Ильин
Спасибо огромное, что выслушали и помогли посмотреть на ситуацию другими глазами. Все очень...
— Анна, г. Москва
фотография пользователя
Психологу Лидия Болдырева
Отличный психолог! Лидия очень чуткий, отзывчивый, грамотный специалист! Очень помогла с...
— Мария, г. Уфа
фотография пользователя
Модет и стараося помрчь, но городил чушь Бесполезная Другие еще хуже, человек не насовшанный, нк...
— Elena, г. Москва